Перейти к содержимому
Гость Началось обсуждение Гость 6 года/лет назад

Екатерина Великая внесла существенный вклад в развитиеИслама на территории империи. Под её влиянием правительственная политика по отношению к российским мусульманам поменялась коренным образом. Новая государыня сразу же взяла курс на покровительство Исламу, за что получила среди татарского населения почётное наименование «Эби пашта» («Бабушка-царица»).

Екатерина II Алексеевна Великая(урождённаяСофия Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) – императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год, пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.
  
Современный россиянин, наверное, всё-таки в большей степени ознакомлен с политическим весом, который имела эта великая императрица, с нюансами дворцовых интриг её времени, с подробностями её личной жизни. Но, к сожалению, за этим всем ускользает от взгляда то, какой образованной женщиной была Екатерина и какой вклад она внесла в развитие таких важных для становления нравственного мира каждого из нас областей, как культура и духовность. Для многих остаются в тени и её выдающиеся заслуги перед научным миром, которые послужили тому, что Русь стала славиться на весь мир своими учёными.
библиотека екатерины 2
Известно, что императрица читала много книг по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Дидро, Монтескьё, Тацита, Бейля, большое количество другой литературы. Одну из собственных задач в начале правления Екатерина сформулировала так: «Нужно просвещать нацию, которой должно управлять».

Именно при Екатерине Великой в культурном отношении Россия вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.

Приверженность Екатерины идеям Просвещения в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». Некоторые идеи Просвещения она действительно воплотила в жизнь.

За время её правления население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.), по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.
Развитие системы образования
В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Фактически было положено начало современной системе образования.

Активно стали открываться училища.

В 1755 г.был открыт Московский университет, в нём числилось сначала 100 студентов.
 
При Екатерине уделялось особое внимание развитию женского образования: в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц.

Кроме того,императрица основала Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц.
 институт при екатерине 2
Академия наукстала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив.
 
11 октября 1783 года основанаРоссийская академия. В академиях работали лучшие зарубежные учёные Эйлер, Паллас, Бёмер, Шторх, Крафт, Миллер, Вахмейстер, Георги, Клингер и другие.
 
 В Москве и Петербурге начали свою работувоспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание.
 
Обязанность открывать училища губернского и уездного уровня была возложена императрицей на приказы общественного призрения. В 1780 г. Екатерина совершила инспекционную поездку по северо-западным областям России. Эта поездка показала достигнутые успехи и то, что ещё предстояло сделать в будущем. Например, в Пскове ей доложили, что школу для мещанских детей, в отличие от дворянских, так и не открыли. Екатерина немедленно пожаловала 1000 руб. на заведение городской школы, 500 руб. – на духовную семинарию, 300 – на сиротский приют и 400 – на богадельню. В 1777 г. было открыто государственное Коммерческое училище для купечества. В Санкт-Петербурге Екатерина II на собственные средства в 1781 г. основала учебное заведение при Исаакиевском соборе. В том же году при храмах было организовано ещё шесть школ. К 1781 г. в них обучалось 486 человек.
Об эпохе просвещённого абсолютизмаДени дидро
К своей эпохе и её реалиям Екатерина II относилась трезво, остро чувствовала трагическую непреодолимость ключевого противоречия теории и практики популярного тогда просвещённого абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, – дворянство. Екатерина II как, быть может, никто другой понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, – пеняла она французскому философу Дени Дидро, – пишете на бумаге, которая всё стерпит, я же, бедная императрица, – на коже человеческой, столь чувствительной и болезненной». Это высказывание подчёркивает, что правительница эмоционально относилась к принимаемым ею решениям и возглавляемому ею же народу.

Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.
Развитие системы здравоохранения
Началась кампания по обязательному прививанию оспы, причём Екатерина решила подать подданным личный пример: в ночь на 12 (23) октября 1768 года прививку от оспы сделали самой императрице.

Именно при Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. Для противодействия проникновению и распространению инфекций по указу Екатерины были созданы форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов».
пограничный устав
Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

При Екатерине II в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства – архитектуре, музыке, живописи.
Литературная деятельность
Екатерина принадлежала к немногочисленному числу монархов, которые столь интенсивно и непосредственно общались со своими подданными путём составления манифестов, инструкций, законов, полемических статей и косвенно – в виде сатирических сочинений, исторических драм и педагогических опусов.

В своих мемуарах она признавалась: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила».
всякая всячина
Екатерина оставила после себя большое собрание сочинений – записки, переводы, басни, сказки, комедии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьёю», «Невеста-невидимка» (1771–1772), эссе, либретто к пяти операм («Февей», «Новгородской богатырь Боеславичь», «Храброй и смелой витязь Ахридеичь», «Горебогатырь Косометович», «Федул с детьми»; премьеры состоялись в Санкт-Петербурге в 1786–1791 гг.).

Екатерина выступила инициатором, организатором и автором либретто помпезного национально-патриотического проекта – «исторического действа» «Начальное управление Олега», для которого привлекла лучших композиторов, певцов и хореографов (премьера состоялась в Петербурге 22 октября (2 ноября) 1790 г.). Все петербургские спектакли по произведениям Екатерины были обставлены чрезвычайно богато. Оперы «Февей» и «Горебогатырь», а также оратория «Начальное управление» были изданы в клавире и партитуре (что по тем временам в России – необычайная редкость).
Журналистская деятельность
Екатерина участвовала в еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина», издававшемся с 1769 года.Императрица обратилась к журналистике с целью воздействия на общественное мнение, поэтому главной идеей журнала была критика человеческих пороков и слабостей. Другими предметами иронии были суеверия населения. Сама Екатерина называла журнал: «Сатира в улыбательном духе».
 Политика религиозной терпимости
В России при Екатерине II декларировалась политика религиозной терпимости. Так, в 1773 году издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий; светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры. Но при этом ограничила власть Церкви, введя сдерживающий экономический фактор. Екатерина добилась от правительства Речи Посполитой уравнения в правах религиозных меньшинств – православных и протестантов. Им также дозволялось строить кирхи, школы, свободно совершать богослужения. В конце XVIII века только в одном Санкт-Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.

Заиудейской религиейсохранялось право на публичное отправление веры. Религиозные дела и споры были оставлены в ведении еврейских судов. Евреи, в зависимости от имеющегося у них капитала, причислялись к соответствующему сословию и могли избираться в органы местного самоуправления, становиться судьями и прочими госслужащими.
  
Буддизм также получил государственную поддержку в регионах, где он традиционно исповедовался. В 1764 году Екатерина учредила пост Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. В 1766 году бурятские ламы признали Екатерину воплощением бодхисаттвы Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление.

Екатерина разрешилаордену иезуитов, который был к тому времени официально запрещён во всех странах Европы (решениями европейских государств и буллой папы римского), перенести свою штаб-квартиру в Россию. В дальнейшем она покровительствовала ордену: предоставила ему возможность открыть свою новую резиденцию в Могилёве, запретила и конфисковала все выпущенные экземпляры «клеветнической» (по её мнению) истории ордена иезуитов, посещала их учреждения и оказывала другие любезности.
 Вклад в развитие Ислама
Екатерина Великая немало поспособствовала развитию Ислама
 на территории империи
. Под её влиянием правительственная политика по отношению к российским мусульманам поменялась коренным образом. Новая государыня сразу же взяла курс на покровительствоИсламу
 
, за что получила среди татарского населения почётное наименование «Эби пашта» («Бабушка-царица»).

Обнародованный в 1773 г. указ государыни «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским правительствам» не только положил конец принудительной христианизации, но и окончательно снял запрет на строительствомечетей
 
.
мечеть Марджани
Посетив Казаньв 1766 г., Екатерина II лично дала разрешение купцам Юнусовым на строительство в городе каменноймечети
  
. Юнусовскаямечеть
 
, построенная в 1767–1771 гг., впоследствии получила наименование «мечеть
 
Марджани» – по имени татарского просветителя Шигабуддина Марджани, бывшего её имамом. Она стала первой каменноймечетью
 
, построенной вКазани
  
после её присоединения к России. Вслед за ней в 1768 г. вКазани
  
была воздвигнута Апанаевскаямечеть
  
в стиле русского барокко на средства купца Ибрагима Султанаева.

В екатерининские времена начинается строительствомечетей
  
и в других городах России: в 1768 г. воздвигнуты двухминаретнаямечеть
  
в Татарской слободе Яицкого городка (ныне – г. Уральск вКазахстане
 
), а также новое здание Ханскоймечети
  
в г. Касимове (ныне – Рязанская область).

В царствование Екатерины II численность мусульманских подданных Российской империи существенно увеличилась. Это произошло вследствие присоединения Крымского ханства. В Манифесте по случаю присоединения Крыма к России от 8 апреля 1783 г. Екатерина II обязалась «охранять и защищать храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно».

В связи с этим предпринимаются шаги по интеграциимусульман
  
в сословную структуру Российской империи. В 1784 г. татарским мурзам и башкирским старшинам предоставляются права российского дворянства, в том числе право владения населёнными имениями. Тогда же были даны значительные льготымусульманским
  
купцам, ведущим торговлю с Туркестаном, Персией,Индией
  
иКитаем
 
.
Учреждение муфтиятовуфа
Особенно много сделала Екатерина II для утверждения правмусульманского
  
духовенства. В 1782 г. вУфе
 
был учреждён муфтият, имусульманские
  
священнослужители выделились в особое духовное сословие. Вскоремусульмане
  
России получили собственную конфессиональную организацию: именным указом Екатерины II от 22 сентября 1788 г. было создано Оренбургское духовное собрание с местопребыванием вУфе
 
.

Манифест гласил: «Учредить вУфе
  
духовное собрание Магометанского закона, которое имеет в ведомстве своём всех духовных чинов того закона…».

Ему были подчинены всемусульманские
  
приходы России, за исключением Таврической губернии (Крым

). Создание же Таврического духовного управления длякрымских татар
 
, намеченное на 1794 г., было учреждено лишь 23 декабря 1831 г. указом императора Николая I.

Духовное собрание включало муфтия, 5–6шариатских судей
  
(казиев) и секретаря. Муфтий, являвшийся председателем Духовного собрания, утверждался Министерством внутренних дел и получал государственное жалование (в конце XVIII века – 1200 рублей в год).

Первым муфтием, занимавшим этот пост в течение 34 лет, был Мухаммеджан Гуссейнов.

В ведении Оренбургского духовного собрания находилось утверждение избранныхмусульманскими
 
общинами приходских имамов и ахунов, для чего проводились их испытания на знание исламскоговероучения
 
; ему подчинялись как средние духовные управления – мухтасибаты, объединяющие по несколько десятков общин, так и низшие – мутаваллиаты. Кроме того, Духовное собрание имело право вынесения решений по ряду категорий гражданских дел на основеШариата
  
(например, о наследстве, неповиновении детей родителям, нарушении супружеской верности), а также ведения метрических книг.

Таким образом,мусульманская
  
община России, по существу, получила организацию, аналогичную церковной.

Стоит отметить, что, побывав в Бахчисарае, Екатерина расположилась в покоях хана и за большим столом, уставленным хрусталём, принимала татарских беев, мурз, последних из рода Гиреев. Было оказано должное внимание и племяннице Гирея, и бею Ширинскому. Екатерина расспрашивала о нуждах народа.

Вмечети
  
состоялось особое богослужение о благополучном завершении пути.

Встреча, оказанная императрице, свидетельствовала о благожелательности татар, по крайней мере мурз и духовенства. О добрых намерениях и полном удовлетворении татарского народа говорили Екатерине и бахчисарайский каймакан Мехметша-ага, и Аргины, представители старейшего бахчисарайского рода, и Ширинский, и многие другие.Крымские татары
  
крайне помпезно встречали императрицу.
Екатерина и первый Коранкоран
Именно по указу императрицы Екатерины в 1787 году в типографии Академии наук в Санкт-Петербурге впервые в России был напечатан полный арабский текст исламской священной книгиКорана
  
для бесплатной раздачи «киргизам».

Издание существенно отличалось от европейских – прежде всего тем, что носиломусульманский
 
характер: текст к печати был подготовлен муллой Усманом Ибрахимом.

В Санкт-Петербурге с 1789-го по 1798 год вышло 5 изданийКорана
 
.

В завершение необходимо отметить, что Екатерина II, безусловно, была личностью довольно противоречивой, проявившейся с самых разных сторон, в которых иногда одно было полной противоположностью другому. Однако справедливо помнить не только эти противоречия, но и тот несомненный мощный импульс, который именно она дала Российской империи и её жителям как для развития великого государства, так и для роста духовного мира россиян.